Правда, что большая часть произведений искусства дает право прибавить: «ужасное, постигающее человека, более или менее неизбежно»; но, во-первых, сомнительно, до какой степени справедливо поступает искусство, представляя это ужасное почти всегда неизбежным, когда в самой действительности оно бывает большею частию вовсе не неизбежно, а чисто случайно; во-вторых, кажется, что очень часто только по привычке доискиваться во всяком великом произведении искусства «необходимого сцепления обстоятельств», «необходимого
развития действия из сущности самого действия» мы находим, с грехом пополам, «необходимость в ходе событий» и там, где ее вовсе нет, например, в большей части трагедий Шекспира.
Нужно, чтобы роман имел в основании своем какую-нибудь идею, из которой бы развилось все его действие и к осуществлению которой оно все должно быть направлено; нужно, чтобы это
развитие действия совершенно свободно и естественно вытекало из одной главной идеи, не раздвояя интереса романа представлением нескольких разнородных пружин; нужно, чтобы в описании всех предметов и событий романа автор художественно воспроизводил действительность, не рабски копируя ее, но и не позволяя себе отдаляться от живой истины; нужно, наконец, чтобы романические характеры не только были верны действительности, но — верны самим себе, чтобы они постоянно являлись с своими характеристическими чертами, отличающими одно лицо от другого, словом — чтобы с начала до конца они были бы выдержаны.
Неточные совпадения
Эти два часа и следующие три-четыре дня, много неделя, сделали на нее глубокое
действие, двинули ее далеко вперед. Только женщины способны к такой быстроте расцветания сил,
развития всех сторон души.
Меня всегда беспокоило сознание, что недостаточна интериоризация, недостаточно
развитие мира в себе, что необходима и экстериоризация,
действие во вне.
Их безграмотность, низкий уровень
развития, снисходительный взгляд на возможное в их кругу
действий взяточничество, отсутствие прежней воинской строгости в их содержании и несравненно большая свобода
действий, за немногими исключениями, ведут или к незаконному произволу в обращении с преступниками, или к неуместному унижению перед ними».
Представил только печатную программу общества, заграничной печати, и проект
развития системы дальнейших
действий, написанный хотя и начерно, но собственною рукой Петра Степановича.
Он говорил: это дурно, потому что много лиц в пьесе, не содействующих прямому
развитию хода
действия.
Такова основа всех
действий характера, изображенного в «Грозе». Основа эта надежнее всех возможных теорий и пафосов, потому что она лежит в самой сущности данного положения, влечет человека к делу неотразимо, не зависит от той или другой способности или впечатления в частности, а опирается на всей сложности требований организма, на выработке всей натуры человека. Теперь любопытно, как развивается и проявляется подобный характер в частных случаях. Мы можем проследить его
развитие по личности Катерины.
В
развитии драмы должно быть соблюдаемо строгое единство и последовательность; развязка должна естественно и необходимо вытекать из завязки; каждая сцена должна непременно способствовать движению
действия и подвигать его к развязке; поэтому в пьесе не должно быть ни одного лица, которое прямо и необходимо не участвовало бы в
развитии драмы, не должно быть ни одного разговора, не относящегося к сущности пьесы.
Равным образом и все практические последствия дурного
развития ума или воли не должны быть относимы прямо к вине отдельной личности, а должны быть приписаны
действию тех же обстоятельств.
Обстоятельства не благоприятствуют правильному ее
развитию и упражнению; оттого она проявляется большею частию в
действиях уродливых, беззаконных, даже преступных.
Но это, во всяком случае,
действие не прямое, а посредственное, не положительное, а отрицательное, и главное, это ложное
развитие естественных начал вовсе не доставляет беднякам выгоды, даже и внешней.
Таким образом, забота о всякого рода щепетильностях наполняет всю нашу жизнь, определяет все наши
действия, от повязки галстука и часа обеда, от подбора мягких слов в разговоре и ловкого поклона — до выбора себе рода занятий, предмета дружбы и любви,
развития в себе тех и других вкусов и наклонностей.
В чем суть
действия вводимых в него лекарств, в чем тайна зарождения и
развития болезни?
В дальнейшем
развитии той же мысли Эриугена подробно (в книгах I и II) останавливается на выяснении того, что к Божеству совершенно не приложимы категории мышления (которых, вслед за Аристотелем, он насчитывает десять: сущность, количество, качество, отношение, положение, состояние (habitus), место, время,
действие, страдание).
Католики отнюдь не неправы в том, что не считают остановившимся догматическое
развитие из-за внешнего раскола церквей, — иначе ведь надо было бы признать, что очень легко человеческими дрязгами и ссорами преградить путь
действия Духа Святого на Церковь.
Несомненно, во всяком случае, одно: хор играет в трагедии огромную роль; именно в нем — центр тяжести трагедии, в хоре, песни которого нам, современным читателям, так часто кажутся не идущими к делу и только замедляющими
развитие «
действия».
Гордановский рецепт совсем иного свойства: по быстроте и верности его
действия несомненно должен удивить всех и, конечно, удивит, когда с
развитием нашей истории он перестанет быть секретом для мира и сделается общим достоянием.
Только философия
действия познает творческую динамику бытия [Бергсон пытается строить учение о творческом
развитии.
Христианская мистерия искупления на известной ступени
развития человечества объективируется, представляется внеположной, трансцендентной человеку и его внутреннему духовному пути [Всем сердцем, всею мыслью, всеми
действиями, т. е. всеми силами и способностями всех сынов человеческих совершаемое, и есть исполнение этого завета Христа — Сына Божия и вместе Сына Человеческого» (с. 32).
[ «Всякий человеческий труд, заключающий какую-либо долю изобретательности, всякий произвольный акт, заключающий долю свободы, всякое движение организма, проявляющее его самопроизвольность, — вносит в мир нечто новое» (фр.).] Ho Бергсон подчеркивает, что творческое
развитие не есть создание новых вещей, а лишь нарастание
действия (с.
И для Маркса социалистическая революция, Zusammenbruch капиталистического общества, предполагает длительный процесс
развития капиталистической промышленности — к ней ведут не диктаторски-насильственные
действия пролетариата, а объективная диалектика капиталистического
развития, объективный экономический крах капиталистического хозяйства, концентрация, перепроизводство и кризисы.
Если же и самый человек,
действие которого мы рассматриваем, стоит на самой низкой степени
развития ума, как ребенок, сумасшедший, дурачек, то мы, зная причины
действия и несложность характера и ума, уже видим столь большую долю необходимости и столь малую свободы, что как скоро нам известна причина, долженствующая произвести
действие, мы можем предсказать поступок.